14 мая 2018 года в Госдуме при соорганизаторстве Общественного совета при ФТС России и Ассоциации Деловых партнеров в сфере ВЭД прошло заседание Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону РФ, которое было посвящено таможенным проблемам Евразийского экономического союза.
В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Евразийской экономической комиссии, Федеральной таможенной службы, других министерств, ведомств и бизнеса. Участники дискуссии отметили неравномерность разработки важных документов и отсутствие согласованности в действиях участников этого процесса, выразили озабоченность состоянием нормативно-правового обеспечения таможенного дела и уровнем реализации требуемых мероприятий по его внедрению на практике.
Благополучие многих регионов во многом зависит от качества таможенного законодательства.
Заместитель Председателя ГД Ольга Епифанова отметила, что Россия сейчас живет в условиях новых геополитических вызовов и жестких санкций. «От того, насколько удачно мы выстроим экономическое, таможенное, налоговое, информационное пространство, зависит не только безопасное и устойчивое развитие нашей страны и стран ЕврАзЭС, но и мира в целом. Безусловно, Государственная Дума и наш экспертный совет должны внести свой вклад в выстраивание этой системы и, по возможности, придать новый импульс этому процессу», — сказала она. При этом она отметила, что таможенная система не сводится только к порядку пересечения товарами и услугами национальных границ.
«Если у нас будут отсутствовать современные институты формирования и реализации долгосрочных трансграничных проектов и контрактов, то мы и дальше будем наблюдать смещение потоков экспортно-импортных операций участников ЕврАзЭС в направлении ЕС, США, Израиля и других, более продвинутых участников мирового торгового рынка», — отметила Ольга Епифанова.
Она сообщила, что экспертный совет инициировал научное исследование по разработке нормативно-законодательного обеспечения межграничных транснациональных инвестиционных контрактов. «Я с надеждой смотрю на перспективы использования цифровых технологий для формирования и локализации трансграничных цепочек добавленной стоимости, включая так называемые умные смартконтракты», — заявила Ольга Епифанова. Парламентарий отметила, что таможенные условия – это важнейшая часть формирования транснациональных контрактов. Например, они прямо связаны с перспективами реализации Северного морского пути, иных отраслевых и региональных стратегий развития Арктической зоны, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Наши северные и дальневосточные регионы могли бы стать пилотной макрозоной для отработки таможенного и контрактного законодательства как единой технологической платформой обеспечения внешнеэкономической деятельности, считает парламентарий.
Ольга Епифанова подчеркнула, что благополучие многих регионов в значительной степени зависит от качества таможенного законодательства и эффективности его применения. Это касается как приграничного торгово-экономического сотрудничества, так и трансграничного перемещения товаров и услуг.
Заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский в свою очередь отметил, что основная проблема на данный момент – это рассинхронизация положений Кодекса Таможенного Союза и положений национального законодательства, и именно на решении этой проблемы необходимо сконцентрироваться.
Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Некрасов, говоря о рассинхронизации положений Кодекса Таможенного Союза и национального законодательства, заявил, что по определенным моментам Кодекс предусматривает ужесточение требований к поведению участников на рынке, к их дисциплинированности, к своевременности уплаты и погашения задолженности со стороны. «Однако Кодекс предусматривает возможность приспособить эту жесткость к конкретной национальной специфике за счет национального законодательства. И вот пока эти национальные нормы отстают, конечно, будут участники внешнеэкономической деятельности сталкиваться с этими проблемами», — сказал он.
Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает, что необходимо создать условия, при которых предпринимательское сообщество видело бы в таможенных органах компаньона. Такая задача, прежде всего, стоит перед Правительством страны. В качестве примера одного из направлений природопользования, которое нуждается в такой поддержке, он привел отрасль, которая, по его словам, только развивается, – сбор и переработка дикоросов. «У нас сырье значительно легче и выгоднее вывезти за рубеж, чем продукты переработки. И чем глубже переработка, тем сложнее вывести. По‑моему, нужно все перевернуть на 180 градусов. Мы сейчас работаем с Минэкономразвития, с Росприроднадзором – это практически непробиваемая стена. Мне кажется, нужно оценивать все усилия по изменению законодательства и снятия так называемых барьеров именно по результату», — считает депутат.
Он также подчеркнул важность внедрения новых цифровых технологий в работе таможни, но он считает, что эта необходимость назрела не только для того, чтобы идти в тренде, но и с целью снижения субъективности в применении действующего таможенного законодательства. Николай Николаев подчеркнул, что это является одной из основных проблем, с которой сталкивается сегодня бизнес.
Председатель Комитета по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов заявил, что за последние несколько лет на Дальнем Востоке создана современная законодательная база, которая позволяет формировать в регионе новое конкурентное экономическое пространство. «Благодаря таким законодательным механизмам, как свободный порт Владивосток и территории опережающего развития на Дальнем Востоке, уже введены в эксплуатацию более 100 новых предприятий. Объем инвестиций составил более 120 млрд рублей. Создано 8,5 тыс. новых рабочих мест», — сообщил парламентарий. Это стало возможным за счет введения льгот для инвесторов, в том числе режима свободной таможенной зоны, ускоренного возврата НДС при экспорте продукции, режима «одного окна» и т. д.
Он также сообщил, что его Комитетом был поддержан законопроект, предполагающий распространение режима свободного порта Владивосток на территорию Советско-Гаванского района Хабаровского края.
«Нам необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной базы, которая должна обеспечить международную конкурентоспособность, условия для бизнеса в Арктике и на Дальнем Востоке, а также на законодательном уровне нам надо снизить и административное давление на бизнес», — заявил парламентарий.
В своих выступлениях представители деловых кругов обратили внимание депутатов на ряд положений проекта таможенного закона, принятие которых существенно ухудшит условия ведения бизнеса. Так, возникновение у таможенного представителя небольшой задолженности может обернуться для него исключением из реестра. Чтобы избежать такого рода проблем, парламентарии предложили подготовить пакет предложений, которые будут учтены при обсуждении проекта закона в профильных комитетах. Участники признали полезным такого рода обмен мнениями и договорились о продолжении практики проведения подобных мероприятий с привлечением экспертов.

В результате заседания сформирована Рабочая группа, в которую вошли члены АДП ВЭД, и выпущены Рекомендации Президиума Экспертного совета.